Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

коммуникативная технология

Методические термины

КОММУНИКАТИ́ВНАЯ ТЕХНОЛО́ГИЯ.

Способы, совокупность приемов практической реализации принципа коммуникативности на занятиях по языку. К. т. присущи следующие параметры:

a) мотивированность как функционально-речевая обусловленность любого речевого поступка и деятельности ученика в целом;

б) целенаправленность как наличие речевой стратегии и тактики и ориентированности на конечную цель;

в) личностный смысл деятельности учащегося по овладению иноязычной культурой;

г) речемыслительная активность как постоянная вовлеченность в процесс общения, заключающаяся в непосредственном (т.

е. вербальном) либо опосредованном (т. е. мыслительном) решении речемыслительных задач общения;

д) индивидуальность отношения ко всему, что составляет образовательный процесс;

е) ситуативность как соотнесенность речевой деятельности с ситуацией;

ж) образовательная ценность учебного материала;

з) проблемность как способ организации, введения и интерпретации материала;

и) контактность трех видов: эмоциональная, смысловая, личностная;

к) взаимодействие участников образовательного процесса (координация, взаимопомощь и т. п.);

л) связь речевой деятельности с различными формами деятельности - учебно-познавательной, трудовой, бытовой и т. п.;

м) функциональность как признание ведущей роли функции, а не формы речевых единиц;

н) новизна как постоянная вариативность всех компонентов образовательного процесса;

о) эвристичность (см. эвристический метод обучения) как антипод произвольному заучиванию и воспроизведению заученного. По мнению разработчиков К. т., «только соблюдение всех перечисленных параметров на оптимальном уровне каждого из них дает право назвать образовательный процесс коммуникативным» (Пассов, 1999, с. 439).

Полезные сервисы